Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Грязновская средняя общеобразовательная школа Утверждено Директор МАОУ - Грязновская СОШ _________________/С.М. Чистополов/ «31» августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторе 1. Общие положения. 1.1. Положение о тьюторе (далее – Положение) регулирует организацию тьюторской деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении - Грязновская средняя общеобразовательная школа (далее – Школе) и является обязательным к исполнению. 1.2. Настоящее Положение о тьюторе в Школе разработано в соответствии с Федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – РФ) от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; письмом Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии") специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении ПМПК; в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем (устав, корпоративный проф. стандарт, правила внутреннего распорядка). 1.3. Тьютор - это педагог, обеспечивающий сопровождение различных форм коррекционно-развивающей и образовательной деятельности детей, а именно: участие в разработке и сопровождении проектов, сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, индивидуальных маршрутов развития, организации процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение процесса формирования их личности и жизненно важных компетенций. 1.4. Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое сопровождение обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных программ и коррекционных целей. 1.5. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка Школы, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением. 1.6. Права и обязанности тьютора определяются Уставом Школы, Правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией и настоящим Положением. 1.7. Тьютор относится к категории педагогических работников образовательного учреждения, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы в установленном действующим трудовым законодательством порядке. 1.8. Тьютор в своей работе подчиняется директору школы, выполняет должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 1.9. Директор Школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе создают необходимые условия для тьютора, утверждают режим работы, осуществляют контроль за организацией работы тьютора. 2.Задачи и функции тьюторского сопровождения. 2.1. Задачи тьютора: • помощь обучающемуся в осознании его образовательных потребностей и потребностей в социализации, возможностей и способов их реализации; • создание условий для успешности группового и индивидуального процессов обучения (участие в разработке проектов и индивидуальных маршрутов, обеспечение образовательного процесса необходимыми рабочими материалами); • помощь в организации разных видов деятельности обучающихся и её стимулирование; помощь в проблемных ситуациях при прохождении обучающимися индивидуальных маршрутов развития и при формировании у них жизненно важных умений и навыков; • помощь родителям в проблемных ситуациях; • формирование адекватной самооценки обучающихся и их родителей по вопросам формирования и реализации образовательных и социальных навыков. 2.2. Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции: • диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития; • проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи; • реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем; • аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за результатами самоопределения обучающихся. 3. Организация деятельности тьютора. 3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью: • проектной технологии; • технологии работы с портфолио; • технологии социальных проб; • технологией работы с алгоритмом; • технологией работы с символами. 3.2. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных технологий и принимает участие в реализации образовательных технологий 3.3. В процессе организации деятельности тьютор: • намечает относящиеся к воспитательной работе цели ближайшего развития обучающихся на каждое полугодие и предоставляет его на утверждение заместителю директора по УВР; организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; • ведет ежедневный учет посещаемости обучающихся; • отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в проекте или проводимом им исследовании и выносит предложения по ликвидации пробелов в работе; • представляет администрации отчеты по итогам полугодия. 4. Права тьютора. Тьютор имеет право: • представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности; • получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; • требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей; • принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей; • принимать решения действовать самостоятельно в пределах своей компетенции; • совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора; • сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; • повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя. 5. Ответственность тьютора. 5.1. Тьютор несет ответственность за нарушение Устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка Школы, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством РФ. 5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ. 6. Документация тьютора. 6.1.Тьютор ведет следующую документацию: • тьюторская программа; • журнал аналитики (анализ итогов диагностики); • дневник наблюдений; • журнал учета посещаемости тьюторантов. • портфолио достижений учащегося. 7. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями. 7.1. Работу тьютора непосредственно направляет заместитель директора по УВР. 7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями-дефектологами (при наличии в Школе), педагогом-психологом (при наличии в Школе), социальным педагогом (при наличии в Школе), медицинскими работниками (при наличии в Школе), учителями-предметниками, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями, администрацией Школы, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения директором Школы.