Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Грязновская средняя общеобразовательная школа Утверждено Директор МАОУ - Грязновская СОШ _________________/С.М. Чистополов/ «31» августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о единых требованиях к речи учащихся Общие положения 1.1. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося с высокой культурой межличностного и межэтнического общения, владеющего государственным языком, которым на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является русский язык. 1.2. Устная речь – речь, звучащая и произносимая. 1.3. Письменная речь – речь, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. 1.4. Единый речевой режим – единые требования к устной и письменной речи обучающихся, педагогических и иных работников образовательной организации. 1.5. Образовательная организация обеспечивает развитие устной и письменной речи обучающихся при реализации образовательных программ на всех уровнях общего образования. 1.6. Образовательная организация создает условия для развития устной и письменной речи обучающихся при реализации программ внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, дополнительного образования. 1.7. Развитие устной и письменной речи направлено на развитие личности обучающихся, учитывает возрастные и индивидуальные особенности, индивидуальную траекторию обучения, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности. 1.8. Для развития устной и письменной речи обучающихся используются доступные образовательной организации средства обучения, в том числе информационнокоммуникационные. 1. 2. Единые требования к устной и письменной речи обучающихся 2.1. Устная и письменная речь обучающихся подчиняется нормам современного литературного языка: нормам произношения и ударения; нормам употребления слов в соответствии с их лексическим значением и особенностями использования в различных стилях речи; нормам образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; нормам орфографии и пунктуации. 2.2. Устная и письменная речь обучающихся должна обладать следующими качествами: правильностью, точностью, чистотой, выразительностью, логичностью, уместностью, богатством. 3. Порядок реализации единых требованийк устной и письменной речи обучающихся 3.1. В МАОУ - Грязновская СОШ вводится единый речевой режим, действующий для всех обучающихся, педагогических и иных работников. . 3.2. Развитие устной и письменной речи обучающихся достигается при реализации общеобразовательных программ общего образования в процессе преподавания всех учебных предметов. 3.3. С целью развития устной и письменной речи обучающихся используются разнообразные формы и виды работы с текстами разных типов и видов. 3.4. Развитие устной и письменной речи обучающихся происходит в разнообразных учебных и внеучебных формах. 3.5. Педагогические работники уделяют внимание развитию устной и письменной речи обучающихся в рамках преподавания своего учебного предмета, корректируют речь обучающихся. 3.6. Педагогические работники ведут работу по обогащению активного словарного запаса обучающихся, включению в него терминологии изучаемого предмета. 3.7. Заведующая библиотекой ведёт работу по приобщению обучающихся к чтению книг и популяризации нормативной устной и письменной речи среди обучающихся средствами библиотечных ресурсов образовательных организаций, в том числе электронных. 3.8. МАОУ - Грязновская СОШ предоставляется возможность инициировать мероприятия разного уровня, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, привлечение к изучению русского языка и литературы, приобщение к чтению. 4. Учебно-методическое обеспечение реализации единых требований к устной и письменной речи обучающихся 4.1. Для развития устной и письменной речи обучающихся педагогические работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 4.2. Педагогические работники могут использовать учебные пособия, рабочие тетради, наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 4.3. Для развития устной и письменной речи обучающихся могут использоваться лингвистические словари, справочники, энциклопедии и информационно-образовательные ресурсы, в том числе размещенные в сети Интернет. 4.4. Учебные и информационные материалы, используемые для организации образовательной деятельности по развитию устной и письменной речи обучающихся, должны соответствовать требованиям федерального законодательства. 5. Порядок применения Положения о единых требованияхк устной и письменной речи обучающихся 5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 5.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 5.1. настоящего Положения. 5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.