УП-2023-2024-по АОП-с-УО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Грязновская средняя общеобразовательная школа
городского округа Богданович
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ - Грязновская СОШ
________________ С.М. Чистополов
«01» сентября 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АДАПТИРОВАННОГО ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
(6 и 8 класс)

с. Грязновское
2023

Пояснительная записка
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план образования обучающихся с
умственной отсталостью представляет собой часть Адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) муниципального автономного общеобразовательного
учреждения - Грязновская средняя общеобразовательная школа (далее – ФАООП УО,
вариант 1) (далее – школы), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся по периодам обучения; перечень, состав и структуру
обязательных предметов, коррекционных курсов и индивидуальных и групповых
коррекционных занятий по классам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Нормативно - правовое обеспечение учебного плана
Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
Грязновская средняя общеобразовательная школа городского округа Богданович
Свердловской области на 2023/2024 учебный год – сформирован в соответствии с
нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей
достижение обучающимися результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы, установленной федеральным государственным
образовательным стандартом, определяющими содержание общего образования:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 04.06.2014г.
№145ФЗ, от 06.04.2015г. №68-ФЗ, от 02.05.2015г. №122-ФЗ;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020,
№28, зарегистрированно министерством юстиции РФ 18 декабря 2020 года, № 61573 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

•

•
•
•

начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799);
Приказ Министерства образования и науки РФ от28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от
02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности (серия 66Л01
№ 0007078, № 20330 от 01.04.2020 г. бессрочно выдана Министерством образования и
молодежной политики Свердловской области) на образовательные программы:
начального общего образования, основного общего образования, среднего общего
образования, программы дополнительного образования детей и взрослых;
Свидетельство о государственной аккредитации (серия 66А01 № 0002450 от 09.12.2015 г.
на срок до 09.12.2027 г. выдано Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, регистрационный № 8787);
Приложение №1 к Свидетельству о государственной аккредитации от 09.12.2015 г., серия
66А02 №0003233;
Устав МАОУ – Грязновская СОШ, утвержденный Постановлением главы ГО Богданович
от 17.03.2020 года № 420.
• Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Грязновская СОШ;
Учебный план МАОУ – Грязновская СОШ (далее ― Учебный план), реализующий
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Режим работы
Учебный год в МАОУ – Грязновская СОШ начинается с 1 сентября текущего
календарного года и заканчивается 26.05.2024.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-ти лет. Годовой и недельный учебные планы представлены 1
вариантом из 4-х вариантов:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов и сроков обучения МАОУ – Грязновская СОШ осуществляет
самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных
потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые
и материально-технические). В 2023-2024 учебном году используется 1 вариант для 6
класса и для 8 класса.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- в VI-VIII классах - 34 учебных недель;
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебный год условно делится на четыре четверти, являющиеся учебными
периодами, по итогам которых в VI-VIII классах выставляются отметки за текущее
освоение образовательных программ. Продолжительность каникул составляет:
- в течение учебного года не менее 24 календарных дней; летом не менее 12
календарных недель для VI-VIII классов.
В МАОУ – Грязновская СОШ устанавливается продолжительность учебной недели
для обучающихся VI-VIII классов – 5 дней.
В субботу, воскресенье и в праздничные дни образовательная организация не
работает. На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый
график работы.
Планируемая учебная нагрузка за неделю, необходимая для освоения обучающимися
учебного плана образовательной организации, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленной СП 2.4.3648-20.
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития
обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для
факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на

основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
МАОУ - Грязновская СОШ определено чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП УО.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), которые в
силу особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, разработан, с участием их родителей (законных представителей),
индивидуальные учебные планы, в рамках индивидуальных учебных программ
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Также формируемая часть учебного плана включает внеурочную деятельность:
коррекционные курсы; занятия по направлениям внеурочной деятельности.
Коррекционные курсы
Развитие восприятия и воспроизведения устной речи - отводится по 1 часу в неделю
Развитие учебно-познавательной деятельности - отводится по 1 часу в неделю
«Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю;
Час профориентации «Россия- мои горизонты» -отводится по 1 часу в
неделю;
•
«Функциональная грамотность» – отводится по 1 часу в неделю.

Уроки общения – отводится по 1 часу в неделю.
•
«Шахматы» - отводится по 1 часу в неделю.
Кроме того, для обеспечения выбора личностных интересов и потребности
участников образовательных отношений предлагаются занятия в объединениях
центра «Точка роста».
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
•
•

Классы

Формы промежуточной аттестации
VI
VIII

Учебные предметы
Русский язык Чтение
комплексная работа
(Литературное чтение)
Математика
комплексная работа
Информатика
Природоведение
Контрольный тест
Биология
География
Мир истории Основы
социальной жизни
История Отечества
Контрольный тест
Изобразительное
Индивидуальный
искусство Музыка
проект
МХК
Физическая культура
Профильный труд
Творческая работа

комплексная работа
комплексная работа
Контрольный тест

Контрольный тест
Контрольный тест
Творческая работа Контрольный тест
Индивидуальный проект

Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные области Классы
Количество часов в год
VI
VIII Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык
и
1.1. Русский язык
136
136
272
речевая практика
1.2. Чтение
136
136
272
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
136
102
238
2.2. Информатика
34
34
3. Естествознание
3.1. Природоведение
68
68
3.2. Биология
68
68
3.3. География
68
68
136
4. Человек и общество 4.1. Мир истории
68
68
4.2. Основы социальной жизни
34
68
102
4.3. История отечества
68
68
5. Искусство
5.1. Рисование
68
68
(изобразительное
искусство)
6.
Физическая
6.1. Адаптивная физическая
102
102
204
культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
204
238
442
Часть,
формируемая
образовательных отношений

участниками

68

34

136

34
34

34

136
68

1020

1020

2040

340

340

680

204

204

1020

Развитие восприятия и воспроизведения устной речи

102

68

136

Развитие учебно-познавательной деятельности

68

102

136

175

175

272

Введение в информатику
МХК
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные курсы;
занятия по направлениям внеурочной деятельности
Коррекционные курсы

Занятия по направлениям внеурочной деятельности:

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.
1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1.Природоведение
3.2.Биология
4.
Человек
и 4.1. География
общество
4.2. Мир истории
4.3. Основы социальной жизни
4.4. История Отечества
5. Искусство
Рисование (изобразительное
искусство)
6.Физическая
6.1. Адаптивная физическая
культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Введение в информатику
МХК
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные курсы;
занятия по направлениям внеурочной
деятельности
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Преодоление нарушений чтения и письма
Развитие восприятия и воспроизведения устной речи
Занятия по направлениям внеурочной
деятельности:
Учебные курсы
Разговоры о важном
Час профориентации «Россия-новые горизонты»
Функциональная грамотность
«Шахматы»
Уроки общения

Количество часов в неделю
VI
VIII
Всего
4
4

4
4

8
8

4

7
1
2
2
4
2
4
2

2

3
1
2
2
2
2
2

6
28
2

7
29
1

13
57
4

1
1
30

1
30

1
2
60

10

10

20

5

5

10

3
2

2
3

4
4

5

5

10

2
2
2
2

4

Количество часов в неделю
VI
1
1
1
1
1

VIII
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-09-14-sm.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».